Большинство знает и согласно с тем, что нужно держать себя в руках и не давать волю чувствам. Ещё говорят, что нужно доверять своим чувствам и навыкам. Но также говорят, что доверяй, но проверяй. Как это всё увязать в одно, и как, и при помощи чего это сделать, да ещё желательно, чтобы это было на постоянной основе?

Ведь часто люди поддаются разным своим душевным чувствам и порывам. В результате чего у них появляются необдуманные желания, под влиянием которых они совершают совершенно неподходящие и неуместные для каких-то обстоятельств действия. О совершении которых потом нередко жалеют. Кроме этого, подобное поведение людей часто используют манипуляторы. Для того, чтобы сыграть на чувствах других и заставить других совершить какие-то необдуманные действия. Всё это, конечно же, приносит людям разного рода неприятности, как в плане душевного самочувствия, так и в плане здоровья физического тела.

Многим известно о психосоматической взаимосвязи в организме, и углубляться в это в данной статье мы не будем. Хотя для общего понимания проблемы можно подумать над фразой: «Нет хронической болезни, а есть хроническое настроение», к сожалению, это имеет место быть.

Также не будем углубляться в то, что некоторые манипуляторы могут вызывать такие общественные действия, что в результате которых, происходят серьёзные катаклизмы в обществе, и даже войны, со всеми их последствиями. Но как людям подобного поведения можно избежать, с этим стоит подробнее разобраться, чтобы не иметь для себя никаких подобных отрицательных последствий. По-моему, во-первых, для этого сначала нужно уяснить для себя, как это всё работает и, во-вторых, в связи с этим и при необходимости, скорректировать и поправить собственное поведение.

Итак «чувство — действие» — это прежде всего подсознательный навык поведения, в результате которого возбуждается определённое состояние и совершается связанное с ним поведение. В большинстве случаев навык осуществляется значительно быстрее, чем наши сознательные действия. Сознание в подобных случаях просто не успевает об этом хорошенько подумать и в связи с этим что-то предпринять. Что и приводит к не совсем обдуманным действиям, со всеми вытекающими последствиями. После чего только и остаётся осознать и оценить то, что произошло. В связи с чем, неосознанные чувства и желания, возникающие на их основе — не всегда подходящие советники и, тем более, управители поведением человека. В связи с чем, с их осознанием стоит озаботиться заранее, для того, чтобы знать, почему возникают те или иные чувства, что за ними стоит и что в связи с их появлением делать. Поэтому и прежде всего, к любым чувствам нужно относиться как к средствам оповещения, которые оповещают нас о том, что происходит как вне нас, так и внутри нас, и ничего более. В том числе, чувства могут оповещать нас и давать нам возможность понять о том, почему и для чего у нас возникли те или иные желания и намерения. И если неосознанным чувствам и желаниям не давать волю, то она естественно останется у сознания. Поэтому если мы хотим быть сознательными и сознательно управлять и руководить своим поведением, то естественно нужно в первую очередь использовать своё сознание. То есть, не отключать его, и не усыплять его в осознании и понимании всех требуемых для этого наших чувств и желаний, а соответственно, и сведений которые они нам несут. Так как любые чувства прежде всего несут нам сообщения о том, что происходит, известно всем.

Так органами чувств признаются глаза, уши, кожа и т.д. Которые через рецепторы и чувствительные нервные волокна поставляют в мозг и далее сведения о том, что происходит с телом и вокруг него, в том числе и после каких-то наших действий. Если не затрагивать тему строения души или сущности, то душевные чувства и эмоции сообщают нам, в каком состоянии находится наша психика, то есть, в каком состоянии находится наше сознание и наш организм с его нервной и эндокринной системами. Исходя из этого, мы знаем, что есть лучшее или оптимальное состояние работы нашего сознания, то бишь мозга, и всего организма в целом, или не очень, в тех или иных условиях окружающей действительности. Получается, что при помощи наших душевных чувств мы можем получать сведения о нашем психическом состоянии в момент действий, направленных на управление этим психическим состоянием, и после них. То есть получать, так называемую, обратную связь. Поэтому, если мы получаем сведения о сильном или слабом проявлении каких-либо наших душевных чувств, либо о неуместных чувствах в каких-то обстоятельствах, то это может говорить о том, что мы плохо управляем своей психикой, то есть нашим оптимальным состоянием. Обычно в этом мы виним внешние обстоятельства, которые, естественно, на нас влияют. Но мы же не животные, у которых только внешние обстоятельства обуславливают их внутреннее психическое состояние. Которое калибруется их выживанием и передачей в дальнейшем, как успешная модель выживания, своему потомству. У людей очень богатый внутренний мир, благодаря их памяти, мышлению и воображению. И этот внутренний мир влияет на состояние психики куда сильнее, чем внешние обстоятельства. Что по сути не только даёт нам огромное преимущество в познании окружающего мира, но и способствует более качественному и быстрому развитию сознания и разумности в целом. Основным орудием нашего сознания является мысль, буквально «мы слиты». «Сливаем» или соединяем в одно мы разные образы, которые мы получаем как из окружающего мира, так и из нашей памяти, в результате чего мы получаем картину, отображающую то, что происходит, происходило, или возможно будет происходить. Есть у нас и образы поведения, которые при возбуждении с помощью «слияния» запускают различного рода действия по управлению как нашим внешним поведением, так и по управлению нашим внутренним состоянием, в том числе и психикой. В том числе, так же строится и наше отношение. Кто хочет более подробно разобраться в этих процессах, рекомендую прочитать мою книгу «Здравомыслие» и дополнительные статьи к этой книге.

Нам же нужно уяснить то, что при помощи наших мыслей мы можем сильно влиять на наше состояние психики. Кроме того, за разными мыслями стоят разные состояния психики, которые и образовали и продолжают образовывать эти состояния. Поэтому, меняя свои мысли, мы можем и менять свои состояния, в том числе и закреплять их в своём подсознании, то есть там, где хранятся подсознательные навыки, которые в последствии будут работать без нашего сознательного участия. Нужно отметить и то, что состояния имеют обратное влияние, то есть они запускают связанные с ними мысли, в том числе и пробуждают связанные с ними образы поведения. Поэтому, к примеру, какие-то внешние обстоятельства пробудили в нас определённые образы, которые запустили определённое состояние, и в результате которого пробудились связанные с этим состоянием образы поведения, в результате которых мы совершили действия. Если в этом процессе не участвовало сознание, а только подсознание, то естественно результат подобных действий может быть очень даже неожиданным для нашего сознания. Поэтому, чтобы наше сознание было всегда довольно, оно должно участвовать всегда в этом процессе в качестве управляющего и вмешиваться в работу подсознания, и поправлять его при необходимости. И делать это оно может с помощью убирания и добавления каких-то образов-мыслей, примешиваемых в этот процесс.

То же касается и физиологии. Как психика влияет на физиологию, так и физиологические процессы влияют на состояние психики. Поэтому мы сознательно должны употреблять что-то в пищу и внутрь своего организма, понимая, как это отражается на его физиологических процессах, а следовательно, и на состоянии нашей психики. Но это отдельная тема, и здесь рассматривать мы её не будем. В рамках нашей темы будет интересно рассмотреть, как при помощи наших мыслей мы можем осознанно управлять своим настроением, душевным состоянием и поведением.

         Рассмотрим для этого несколько основных душевных чувств и попробуем понять, какие образы за ними стоят, и что в связи с этим думать и делать, если проявление этих чувств становится для нас неприемлемым.

         Начнём с радости, которую можно представить как «ра» — единение, «дость» — достаётся. Это чувство возникает когда мы что-то приобретаем и с этим как-бы объединяемся,  например какие-то вещи, события, возможности или способности. Так мы радуемся, употребляя вкусную еду, приобретая новых друзей, или возможность видеть старых друзей, радуемся своим возможностям, силам или способностям что-то сделать, и так далее. Ещё можем радоваться, избавившись от чего-то гнетущего, так как приобрели возможность спокойно вздохнуть и быть спокойными. Поэтому радость мы называем положительным, приятным или добрым (добрать) чувством. Здесь же можно рассмотреть и особую радость, к которой все стремятся — счастье.

 

Счастье — это чувство, возникающее при единении с чем-то или кем-то. То есть, это приобретение единства, и возникающее на основе этого ощущения, что мы — часть этого. В дополнение к этому, желательно учить себя искренне радоваться вместе с другими, например, со своими родными и близкими, по поводу приобретения ими чего-либо для них полезного. Из-за чего они станут сильнее, а благодаря им, и в совокупности с ними, и мы тоже. Для упрочнения связей и отношений следует делиться своей радостью с другими, давая им возможность порадоваться вместе с вами.

Но здесь нужно отметить, что это может вызвать у других не только радость и восхищение, но и зависть. Проявление этих чувств у других может дать понимание того, кто проявляет эти чувства — наши друзья или наши недруги. Отличие между восхищением и завистью я постарался описать в одноимённой статье, кому интересно, можете почитать. Особого внимания заслуживает радость, которая возникает по поводу познания чего-либо, к примеру, нахождения ответа по решению какой-то задачи, или просто по поводу увеличения своих знаний. Также особого внимания заслуживает радость, получаемая от преодоления чего-либо, и достижения какой-то поставленной своей цели. Здесь мы приучаем себя получать радость от результата наших действий, как умственных, так и физических, что, на мой взгляд, очень важно. Ведь «ра-дость» и «ра-свитие» близки не только по духу, но и являются звеньями одной цепи. Потому как любое развитие возможно только через действие. Поэтому, если мы хотим больше радоваться, то естественно должны больше обращать внимание на то, что мы приобретаем, и делать это искренне, всегда, со всеми и в любых обстоятельствах. Радость чаще возникает на какое-то ожидаемое и желаемое для нас приобретение. Но может возникнуть и на какое-то положительное приобретение, не совсем ожидаемое нами, и при этом мы испытаем ещё и приятное удивление от этого, так называемый сюрприз. Поэтому больше приятно себя удивляйте, больше выискиваете то, что вы приобретаете нежданно.

Удивление возникает, когда мы приобретаем что-то другое, неожиданное для нас. Это чувство может быть, как приятным и положительным, так и неприятным и отрицательным. Всё зависит от нашего отношения к этому. На этом следует остановиться чуть более подробно. Потому как наше отношение зависит от того, что мы видим в том или ином событии, то есть, что мы смогли рассмотреть, и что мы смогли с этим увязать, а в соответствии с этим, смогли понять и оценить, какую пользу или какой вред это нам несёт. В большинстве своем неприятности начинаются тогда, когда мы склонны видеть какую-то одну сторону события, хорошую или плохую, и в основном плохую. Хотя в любом событии есть положительные стороны, которые нужно уметь рассмотреть и понять, как из этого извлечь пользу.

Ходить в розовых очках, конечно же, не нужно, но уметь всегда, во всём, и при любых обстоятельствах видеть хорошее — просто необходимо. Это дает трезвый взгляд на все происходящее. Очень важно при этом научиться правильно строить своё отношение ко всему, что преподносит нам жизнь. Для того, чтобы в наибольшей степени извлечь для себя и для других пользу из этого и быть всегда в хорошем настроении. При правильном отношении и при правильных действиях на основе этих отношений, мы учимся наилучшим образом переваривать всё, что жизнь нам даёт, и учимся наилучшим образом извлекать из всего этого пользу. Стоит добавить, что умение правильно, то есть наилучшим образом, строить своё отношение зависит в большей степени от нас, от наших мыслей, нежели от того, что происходит вокруг нас. Что даёт нам огромную возможность для своего саморазвития и самосовершенствования.

Поэтому развитие способности своего познания, основой которого является видение, мышление и сообразительность — есть первостепенная задача для всех людей и разумных существ. Чем больше сведений и лучше рассуждение, то есть увязывание всех сведений и образов между собой в одну картину, тем лучше и яснее видение того, что происходит и может произойти, и тем лучше и быстрее сообразительность насчёт того, как поступить наилучшим образом, чтобы наименьшими затратами получить наибольшую пользу в этих обстоятельствах. И действие соответствующим образом, дающее нам определённый итог, является для нас мерилом правильности нашего поведения, которое осуществляется, опять же, сравнительной оценкой всего того, что произошло в связи с нашими действиями, и что мы потеряли или приобрели в итоге. Тем, кто хочет больше разобраться в том, как лучше строить свои отношения, рекомендую почитать мою статью, посвященную этой теме.

         Следующая группа чувств которая возникает на то, что что-то идёт не так, как нам кажется должно происходить — это возмущение, негодование и обескураженность.  В основном возникает на действия других людей. Проявляется чрезмерным удивлением и возбуждением, которое затуманивает сознание человека настолько, что он при этом теряется и не знает, что решить, что сделать, куда и как направить свою волю. Как и в случае с сюрпризом, здесь стоит приятно удивиться тому, что мы теперь знаем, как оно бывает и может происходить на самом деле, и тому, что нам следует ждать и как нам на это отвечать.

Далее, обида и недовольство — эти чувства также возникают, когда что-то происходит не так, как мы этого хотим. Но, в отличие от предыдущей группы, мы не теряем ясность сознания, но переходим в плохое настроение, и этим состоянием мы пытаемся воздействовать, в надежде на то, что всё пойдёт так, как нам того хочется. В основном эти чувства и поведение направленно на других. Данное поведение родом из детства, где оно было направлено на родителей, когда мы в действительности не могли многое делать сами, и это было хоть как-то обоснованно. Поэтому средством от данного поведения является осознанная самостоятельность. То есть ни от кого и ничего не ждать, а самим осознанно настраивать себя всё делать, что нам нужно, и всего добиваться самим, в том числе и своего хорошего настроения. Хочешь сделать хорошо — сделай сам!

Следующая группа положительных чувств, требуемых для рассмотрения, состоит из чувства покоя, безопасности, непоколебимости, смелости и уверенности. Эти чувства ощущаются нами в первом случае, когда мы полностью уверены, что либо нет никакой угрозы и опасности что-то потерять, в силу сложившихся обстоятельств. Либо мы полностью уверены, что у нас достаточно сил, средств и способностей противостоять любой возможной угрозе и опасности, в любое время и в любых обстоятельствах, и мы к этому полностью готовы. Во втором случае мы уверены, что нет никакой угрозы и опасности потому, что мы об этом попросту ничего не знаем. Не знаем в силу нашей неосведомлённости, либо нашего непонимания, и всё, что происходит, кажется нам, что идёт по некоему плану, который нам известен, и с которым мы согласны. Или же, мы не знаем потому, что не хотим это знать, чтобы себя не тревожить или чем-то себя не обременять, например, предпринятием каких-то действий и мер по противодействию угрозе. Нужно отметить, что в первом случае речь идёт о жизни и развитии, а во втором — о возможной гибели и деградации. В первом случае хорошо подходит высказывание о том, что если предупреждён, значит вооружён. В этом случае люди активно используют свое сознание для того, чтобы выявить все возможные угрозы и опасности и преждевременно подготовиться к противодействию им и принятию мер по их устранению. Как говорится, нужно помнить о том, что людей, не смотрящих вдаль, могут ждать близкие беды, и то что удача предпочитает подготовленных людей. Прозорливость и заблаговременная озабоченность будут здесь совершенно уместны, и напротив, совершенно неуместными будут лень и праздное зарывание своих голов в песок. Итак, суммируя, можно сказать, что безопасное и правильное чувство покоя, уверенности и смелости будет основываться прежде всего на предварительной и точной осведомлённости о всевозможных угрозах и опасностях, а также на необходимой подготовленности к ним. Здесь нужно отметить именно точную осведомлённость, так как и недооценка опасности или переоценка своих возможностей может дать ложное чувство спокойствия и уверенности, но в дальнейшем привести к печальным последствиям. Преувеличение же опасности или недооценка своих возможностей, наоборот, даст повод для ложной тревоги и излишнего беспокойства. Что чревато излишней тратой сил и средств как своего организма, так и каких-то других внешних источников. Поэтому, чтобы больше испытывать спокойствие, уверенность и смелость, следует усердно совершенствовать свою способность правильно и точно оценивать то, что происходит или возможно будет происходить и настраивать себя на то, что мы можем справиться с любой напастью, и соответственно готовить себя к этому, хотя бы мысленно, но лучше ещё и в действительности. Естественно, стоит больше проверять эти свои способности и подготовку, сравнивая их с тем, что будет происходить в действительности, и при необходимости вносить поправки в эти свои способности и подготовку.

         Итак тревога и беспокойство — это ощущения, которые возникают при возможности потери или утраты чего-либо и является для нас всего лишь предупреждением об этом. И если не давать волю этим чувствам, оставаясь в трезвом уме, то есть не преувеличивать их и не застревать в них, и соответственно не совершать действия под их руководством, то сознание останется в рабочем режиме, и тогда возрастёт наша бдительность, а это -положительное состояние. Вследствие чего, мы можем совершенно спокойно, своевременно, уверенно и ясно найти и обнаружить источник опасности и произвести оценку этой опасности и своих возможностей, сделать вывод о последующих наших действиях в связи с этой опасностью и, соответственно, предпринять их. Так мы можем сохранять не только положительное настроение со всеми его душевными чувствами и ощущениями, но и уберегать себя от различного рода потерь и трат, а также, возможно и что-то дополнительно приобретать, как взамен чего-то, так и сверх того, что есть.

         Следующее чувство, которое необходимо рассмотреть, это страх. Страх — это боязнь что-то потерять, чего-то лишиться или получить вред или ущерб. Главное отличие страха от тревоги — это его предметность, по сути мы знаем, чего мы боимся и хотим этого избежать. Если тревога побуждает нас познавать опасность или угрозу, понимать, в чём она и откуда она исходит, то страх возникает на что-то уже нам известное и понятное, и он уже побуждает нас к определённым известным нам действиям. В основном, это замри, чтобы тебя не заметили, или чтобы не спровоцировать какие-то нежелательные действия в отношении нас и, если это не помогает, то беги в надежде, что тебя не догонят, и всё обойдётся. Эти действия, побуждаемые этим чувством и состоянием, много раз спасали кому-то жизнь и здоровье на протяжении многих времён, и это всё хорошо. Плохо начинается опять же тогда, когда кто-то не точно оценивает опасность, застревает в этом состоянии надолго, или испытывает его чрезмерно сильно, сковывая себя, и лишая себя таким образом подвижности и разнообразности в действиях. Что в разы уменьшает вероятность действовать лучшим образом. В таких случаях отключаются сознание, рассудок и сообразительность, а также парализуется воля и здравый страх, который мог дать осторожность и прозорливость, превращается в оцепеневающий ужас или в бестолковую панику. Чтобы избежать подобных крайностей, нужно сохранять подвижность своего внимания и своих мыслей, чтобы точно оценить опасность и то, что вообще происходит, одновременно сосредотачивая их на поиске лучшего решения и действия на данный момент времени и исполнении этих действий. Такой подход обеспечит осторожность и своевременность необходимых действий. Что позволит найти лучшее решение и исполнить его. Как видим, страх при правильном его использовании может быть весьма полезным чувством.

         Следующая группа сходных между собой чувств — это вспыльчивость, раздражение, гнев и злость. Эти чувства возникают, когда мы опять же особо не думая, не ища лучший способ, хотим грубой силой подавить или вовсе уничтожить источник опасности, угрозы или беспокойства, для чего мы стараемся сильно себя возбудить. В некоторых случаях буквально хотим испепелить этот источник, превратить его в золу, и здесь слова зола и зло возможно происходят из одного корня, просто претерпевшие разговорную трансформацию. Но такое поведение — это опять всё тот же путь неведения, глупости, да ещё и неумеренности. Эти чувства проистекают из страха с добавлением возможности применения своей силы. В мире животных сила имеет огромное значение для выживания. Поэтому увеличение силы мышц и умение разогнать свою нервную систему, а вместе с ней весь организм, буквально рассвирепеть, является вполне приемлемым и иногда достаточным средством для решения каких-то задач. Например, звери так показывают силу друг другу, и тот, у кого её меньше, уступает, сохраняя себе здоровье, а порой и жизнь. Но если силы равны, то звери начинают драться, то есть выяснять, кто лучше управляет этой силой.

Но люди пошли по другому пути развития, по пути управления силой с помощью своего разума, то есть по пути поиска и применение лучшего решения и действия. Напомню, что лучшее решение и лучший образ поведения — это когда при их исполнении затрачено наименьшее количество сил и других затрат, а также потерь, и которые при этом дают наибольшее количество пользы и других различных приобретений. В результате этого пути Человек научился не только хорошо управлять силой своих мышц и различного рода подручными средствами, но и научился управлять различными силами природы. Что в итоге сделало его самым могучим живым существом. Поэтому тот, кто действительно хочет соответствовать этому статусу, должен пользоваться прежде всего своим разумом и поступать лучшим образом. Тот, кто не хочет, может и дальше накапливать силу, следуя поговорке — сила есть, ума не надо. Чтобы научиться пользоваться своим разумом и не переусердствовать в рассматриваемых чувствах, нужно прежде всего научиться управлять своим внутренним состоянием и своей внутренней силой, а именно своим возбуждением и своим внутренним пылом. Нужно научиться их умерять, и в большинстве случаев утихомиривать, другими словами, нужно научиться подбирать силу своего возбуждения и воздействия.

Здесь хорошо помогает, опять же, точная оценка происходящего для нужного возбуждения и осторожность, проистекающая из здравого страха о том, чтобы излишне не навредить кому-то или чему-то. Все умеют умерять силу своих мышц, а ведь за ней стоит тот же самый внутренний пыл. Просто мы не всегда его сознательно умеряем и подбираем нужную силу воздействия, особенно в чувствах, в мыслях и в речи, полагаясь на привычку. Сейчас никто в большинстве специально этому не учит и не уделяет должного внимания, поэтому воспитание оставляет желать лучшего. Но самовоспитанием пока нам никто не запрещает заниматься. Поэтому каждый может в этом преуспеть.

Итак, начало разумности проявляется в стремлении сделать и поступить как можно лучше, в умеренности, осторожности и самовоспитании. Для того, чтобы подобрать нужную меру, для этого нужно проделать большую умственную работу. Собрать все необходимые сведения, в том числе и ответив себе на ряд вопросов: что, где, когда, почему, зачем и как было, есть и будет и т.д., оценить всё это, взвесить, принять решение и выполнить его, после чего произвести оценку сделанного с задуманным и при необходимости что-то поправить. Всё это естественно требует умственных сил и способностей, таких как воля, проявленная в стремлении и усердии, ясное мышление, складывающееся из внимательности, разносторонних знаний, хранящихся в памяти, рассудительности и сообразительности, а в результате действий и последующей их оценки эти способности развиваются и совершенствуются. Упражняться в этом следует всегда, особенно в речи и общении, особенно со своими родными и близкими. Это приведёт не только к степенности, красноречию, обходительности и хорошим манерам, но и научит держать себя в руках и не давать волю чувствам, и во всех других обстоятельствах. Что со временем даст хорошую привычку находиться в нужном возбуждении, качественно и быстро думать, прежде чем что-то говорить или делать. Лучшее решение, как ни банально это звучит, творить добро, и в нашем случае это очень подходяще. Ведь когда мы настроены на это и постоянно помним об этом, мы не можем причинить вред и зло сверх меры. И при этом будем осторожны в выборе мер, средств и силы воздействия для того, чтобы остановить, устранить или обезвредить опасность, угрозу или сам источник, вместо того, чтобы полностью его уничтожить. Поэтому соразмерное и справедливое защитное противодействие опасности в доброжелательной, осторожной и степенной манере даст разумное управление своим возбуждением и пылом.  Это, в свою очередь, не даст проявится чувствам из рассматриваемой группы сверх меры, что даст возможность сохранить и правильно распределить силу. А это, в свою очередь, даст бодрость духа и задор в действиях, и тогда любое дело будет делаться с огоньком.

         Досада, грусть, тоска, уныние, печаль, горе и скорбьвозникают либо из-за утраты чего либо, либо из-за понимания неизбежности и неминуемости какой-то утраты или недостижении чего-то, когда нам кажется, что сделать что-то, или исправить что-то уже ничего нельзя. Здесь важно также не застревать в этих чувствах и не усугублять их состояние, а использовать их для оценки и анализа, к примеру своих действий, приведших к такому результату. Для этого нужно уметь всё принять, смириться с этим, прожить это и получить от этого опыт, сделать выводы, и на их основе вдохновить себя к успеху при повторении подобных обстоятельств, и жить дальше, готовясь к следующим событиям и своим свершениям. В этом хорошо помогает умение настраивать себя и находить во всём, всегда и при любых обстоятельствах что-то положительное, переключать внимание на это и радоваться этому, и главным положительным моментом будет извлечение опыта для того, чтобы не допускать подобного в будущем. Опыт в данном случае будет показывать наши ошибки, просчёты и недочёты в наших действиях, что мы можем с успехом использовать в будущем. Как говорится то, что не убивает нас, делает нас сильнее.

         Все чувства основываются на образах того, что мы приобретаем, и что мы теряем, и вследствие чего, чувства нужно использовать как дополнительные средства в понимании того, что происходит или может произойти, и как нам соответственно лучше в этих условиях действовать. Чувства сами по себе не являются какой-либо помехой, а наоборот, они являются подсказкой для нас в том, что в правильном состоянии мы находимся или нет, в соответствии со сложившимися обстоятельствами.

         Помехой для нас они могут становиться тогда, когда мы их неправильно понимаем и неправильно применяем, вследствие чего не можем прийти к лучшему решению, и не можем прийти в лучшее состояние для совершения лучшего действия согласно нашему решению. В подобных случаях мы слишком долго или слишком малоиспытываем их на себе, как бы застреваем в них, или не можем в них удержаться. Либо испытываем их слишком мощно, либо наоборот, испытываем их недостаточно. Всё это происходит из-за того, что не можем быстро и своевременно точно оценить то, что происходит, и не можем соответственно своевременно переключиться с одних мыслей-образов на нужные другие в зависимости от обстоятельств. Вот тогда нахождение в каком-либо «неправильном» чувстве-состоянии и зацикленность на мыслях-образах, стоящих за ним, может обеспечить нам довольно-таки неприятные последствия как со здоровьем, так и внешним благополучием. Особенно это касается отрицательных чувств. Излишняя склонность к каким-то чувствам, или же наоборот, излишнее пренебрежение какими-то чувствами, образуют привычку замыкаться на каких-то определённых состояниях и мыслях-образах. Что существенно суживает нашу возможность видеть всю полноту происходящего и всю полноту наших возможностей, а также, в свою очередь, сильно ограничивает выбор наших решений и действий. Да и качество выполняемых действий из-за несоответствия нужному состоянию существенно ухудшается. Кроме того, это образует ещё и привычку находится не в лучшем состоянии своего организма и сознания в различных обстоятельствах. Многие настолько привыкают быть в подобных состояниях, что принимают это за норму, и если посторонние люди спрашивают их о том, почему они находятся в таком состоянии, те удивляясь отвечают, что с ними всё в порядке.

Всё это совершенно недопустимо и требует работы в этом направлении. Хотя именно привычки дают нам тот или иной рисунок характера или нрава, что делает нас уникальными, но это ни в коем случае не должно быть оправданием не заниматься своим саморазвитием и самосовершенствованием, в том числе своих привычек. А именно развитием привычек своего сознания, таких как внимательность и чуткость, гибкость и широта нашего мышления, глубина и быстрота нашего рассуждения, что в итоге даёт нам возможность правильно, точно и своевременно всё оценить, найти или сообразить правильное решение, в зависимости от обстоятельств. А также развитием привычек своей силы воли, для того, чтобы быть своевременно в нужном состоянии при выполнении действий, согласно нашему решению. Эти и другие здравые привычки нашего сознания дают нам возможность, во-первых, прийти к лучшему пониманию себя, других, и вообще, что происходит, и возможно будет происходить. Во-вторых, дают нам возможность прийти к лучшему решению и, соответственно, к лучшим своим действиям в тех или иных обстоятельствах. Что, опять же, даёт нам в итоге в полной мере наслаждаться жизнью и всеми нашими чувствами и возможностями, и где наши чувства являются для нас помощниками в правильности наших мыслей, решений и действий.

         Вывод — все наши чувства, правильно и своевременно проявленные и применённые, являются положительными, которые в совокупности дают нам правильное хорошее настроение, и, вне зависимости от внешних условий и обстоятельств жизни, при помощи нашего мышления мы можем всегда быть в этом правильном хорошем настроении, оберегать и лелеять его, и чем больше мы это всё будем делать, тем правильней и успешней будет наша жизнь.

     Успехов в этом деле!