Как получается так, что мы иногда любим кого-то, заботимся о нём, а он вместо взаимного проявления тех же чувств  и качеств, становится эгоистом, себялюбцем и иждивенцем? Особенно в большей степени это явление проявляется с детьми, больными и инвалидами. В некоторых случаях  это происходит и между супругами. То есть, это явление может произойти с теми, за кем мы ухаживаем. Что мы делаем не так, в таких случаях? Почему и как мы создаём такие условия, при которых, тот за кем мы заботимся и ухаживаем, становится эгоистом, себялюбцем и иждивенцем?

     Напомню, эгоизм или себятничество — это когда человек думает только о себе и своих потребностях и ставит себя и свои потребности превыше других и всего другого. Себялюбие — это когда любят только себя. Иждивенство — это когда живут за счёт других.

     На мой взгляд данная проблема кроется в том, что мы уделяем слишком много внимания таким людям и обращаем его не всегда туда куда нужно, а также многое делаем  за них, из того, что они могли бы сделать сами. Мы знаем, что наша любовь и забота выражают наше желание  сделать лучше тем, на кого они направлены. Но при этом мы можем не понимать того, что иногда делая что-то лучшее, как нам кажется, для физического тела к примеру, нашего подопечного или для улучшения его материального положения, это наше действие становится не всегда полезным для его психики. Особенно это проявляется, когда наша любовь не дает нам видеть, какие-то недостатки, тех кого мы любим. Например делая что-то за детей, думая что так будет быстрее и лучше, на самом деле, тем самым мы не даём им возможности самим, своим трудом и своими действиями, пусть даже пока не умелыми на первых порах, позаботится о себе и о других в том числе. Именно таким образом мы можем воспитывать в них привычку жить за счёт труда других, привычку того, что кто-то должен делать что-то за них. Поступая именно так, мы можем не заметить, как помогли воспитать в них иждивенчество. Вместо того, чтобы помогать воспитывать в них, привычку жить своим трудом и привычку заботиться о себе и о других, своими действиями и своим трудом. Ещё, после этого мы удивляемся тому, что наши дети ничего не умеют и не хотят. На мой взгляд при воспитании детей, нужно всячески поддерживать и поощрять  их стремление, своими действиями и своим трудом, заботится о себе и о других. Особенно это касается детей с инвалидностью или какой нибудь другой патологией. Так как, такие дети из-за своих физических недостатков по началу не могут делать что-то, а после уже и не хотят этого делать. В силу того, что они просто привыкают к тому, что за них это делают другие и у них отпадает потребность это делать самим. Им становится выгодно быть такими какие они есть. Зачем им трудится самим, напрягаться и мучиться что-то делая, например при освоении какого-то навыка общения или движения? Когда достаточно только на что-то посмотреть, показать или промычать и сердобольные родители всё это сделают за  них. Многие скажут а как же маленькие дети, груднички к примеру, они ведь тоже, поначалу не могут многое делать и за них, это делают родители. Да, но ими движет инстинкт, именно инстинкт заставляет их проявлять активность в своих действиях именно он заставляет их учиться ползать, ходить, общаться и пытаться сделать что-то самим, в том числе и питаться и многое, что другое. Если этот период упущен, по каким-то причинам или травма произошла в более позднем возрасте, то расчитывать на инстинкт нельзя, нужно применять другой подход. С трёх лет, начинает формироваться воля, а это уже проявление более осознанных действий, которыми управляет какая-то потребность. Поэтому, при любой возможности, начиная с этого возраста, нужно объяснять детям важность потребности заботиться о себе и о других и всячески их подталкивать на удовлетворение этой потребности. А также, учить их тому, чтобы они своими действиями, сами заботились о себе и о других. Всем известно что лежачий больной, если он долго лежит, то после выздоровления, может перестать ходить и чтобы ему заново пойти , ему нужно заново освоить навыки хождения. И без потребности хождения, ему это будет сделать сложно. Что же говорить о тех, к примеру, кто и вовсе ходить не мог, с раннего детства. Поэтому потребность, а в лучшем случае осознанная потребность, это одно из лучших и надёжных средств, которое может помочь и которое мы можем всегда предоставить, особенно когда это касается приобретения или восстановления каких-то навыков и умений.

     Далее, наша сердобольность и наша жалость, а также избыточное внимание, особенно к больным и их трудностям, могут усилить у них жалость к себе, обиду на жизнь и на всех и вся и зациклить их внимание на себе и на своих проблемах. Что в дальнейшем может сделать их невнимательными и без чувственными, по отношению к другим  и по отношению к потребностям других. Также в дальнейшем это может выразиться у них, в не уважении других, в нежелании помогать другим и быть им благодарными. Все это, может привести к развитию самолюбия и естественно всё это не будет способствовать  развитию их самостоятельной деятельности, а наоборот это будет способствовать  только тому, что они будут считать, что им все должны и будут принимать  за должное, заботу других о себе. Такое положение «беспомощности», некоторым начинает нравиться и они начинают видеть в этом выгоду, когда к ним все относится снисходительно и при этом проявляют заботу о них, не  прося ничего взамен. Естественно в таком положении дел, ни о каком выздоровлении и дальнейшем развитии своих способностей и навыков речи не идёт, их все устраивает и так, как есть. Живут на всём готовеньком и при этом ничего не делают. Вот так получается жизнь на иждивении. Тоже может и произойти с одним из супругов, если вышеперечисленные условия, будут реализованы в их отношениях.

     Многое вышеперечисленное происходит не совсем осознанно. Вообще, из за неправильного воспитания в современном мире, современные люди, плохо понимают то, чего они хотят на самом деле. Что же говорить про детей, когда их сознание только начинает развиваться и их  хотелки,  разрывают их, что называется на части. Поэтому, всем нам, в первую очередь нужно научиться, осознанно управлять своей волей, своими хотелками. Для чего, нам всем нужно научиться понимать и осознавать потребности, которые стоят за нашими хотелками и научиться определять их важность. Для того чтобы, впоследствии научиться выстраивать определённую очерёдность достижения целей, по удовлетворению тех или иных потребностей.

     Далее, хотел бы рассмотреть следующие. Некоторые считают эгоизм, себялюбие и иждивенчество не совсем уж плохими качествами.  Их девиз по жизни: «Люби себя и плюй на всех и в жизни ждёт тебя успех!». Вопрос только, а в чем собственно успех? На мой взгляд, при таком подходе, это могут быть только успехи, по удовлетворению каких-то своих материальных потребностей или же не совсем психически здоровых своих потребностей. Что же касается успехов общечеловеческого свойства, это будет полный провал. Потому, что при таком подходе, невозможно выстроить нормальные человеческие отношения, без которых человек, как собственно таковой, развиваться не может. Но, как говорится каждому своё и свободный выбор никто не отменял. Тем кто хочет лучше разобраться с темой затронутой выше, могу порекомендовать прочесть мою книгу «Здравомыслие». 

Всем успехов!