Что такое уважение? Зачем и для чего нужно уважать себя и других? Кого следует уважать больше и за что? Почему нам требуется уважение себя и других? Кого слушать первым, в беседе или в разговоре? Почему нас не хотят слушать и почему наши дети никого не хотят слушать?
На всё это, мы попробуем найти ответы, в наших рассуждениях приведённых в этой статье.
Чтобы раскрыть понятие которое стоит за словом уважение, нужно обратиться к понятиям слов — увага, важность и вождь. Слово увага, сохранившиеся в украинском наречии, обозначает — особое внимание. Слово важность, обозначает — нечто что-то особо ценное и особо значимое. А слово вождь, обозначает — того, кто направляет кого-то и того, кто ведёт кого-то за собой. Если соединить все эти три понятия вместе, то можно сделать вывод, что уважение — это проявление особого внимания к кому-то или к чему-то тому, что особо ценно и значимо для нас. К тому, что может направить и повести нас к чему-то более лучшему для нас или же может направить и повести нас к удовлетворению какой-то нашей особо значимой и ценной для нас потребности. Осуществляется это особое внимание по нашему желанию удовлетворить эту нашу потребность достижения чего-то лучшего, ценного и значимого для нас.
В случае, когда речь идёт об уважении применительно к человеку, то здесь имеется в виду то, что мы придаём особую ценность и особое значение его каким-то качествам, которые он достиг или проявил в ходе какой-то своей деятельности. Посути это проявление особого внимания к тому, кто лучше знает и понимает то, что для нас представляет некую ценность и значимость и соответственно к тому, кто лучше в этом разбирается. Также это проявление особого внимания к тому, кто лучше может и умеет делать то, что также представляет для нас некую ценность и значимость. Осуществляется это внимание с целью сохранения, познания и перенятия нужного нам знания и умения или опыта, который наработан уважаемым нами человеком и который необходим нам для совершения каких-то действий, по достижению каких-то наших ценных и значимых целей и потребностей. Что соответственно формирует и подобающее уважительное отношение к носителю этих ценных и значимых для нас знаний, умений и опыта. При таком отношении, сам человек становится ценным и значимым для окружающих его людей, поэтому они начинают всячески его оберегать и заботиться о нём. Именно к таким людям и их советам прислушиваются другие люди, именно их ставят в голове какого-то дела. Потому что исходя из своего опыта, своих знаний и умений они могут более успешно направить и привести всех остальных, по пути достижения успеха в этом деле.
В случаях, когда речь идёт об уважении применительно к каким-то обобщённым ценностям. К примеру каким-то человеческим, нравственным, культурным, семейным, традиционным и т.д. То здесь имеется в виду то, что мы предаём особое значение этим ценностям полагая, что они помогают нам в свою очередь достичь чего-то другого более ценного и значимого и полагая, что они направляют и ведут нас к этому. Соответственно строится и уважительное, бережное и заботливое отношение к этим ценностям, которое позволяет их сохранять и развивать, а также применять их в дальнейшем.
Как мы видим, всегда уважают за дела. Уважают за ценные и значимые дела для окружающих и уважают за успех в этих делах. Конечно можно уважать всех, только за то что они есть и это тоже своего рода достижение, но это уважение будет совершенно иного рода. Особое уважение и особое уважительное отношение окружающих, всегда складывается и проявляется к тому, кто это заслужил, своими особо ценными и особо значимыми действиями для окружающих или достиг успеха в этих особо ценных и особо значимых делах для окружающих. Поэтому уважение окружающих к кому-то, это своего рода признание ими его ценности и значимости для них, за его ценные и значимые дела для них и за его успехи в этих делах. Так получается, что заслуживают уважения все, только степень этого уважения, будет у всех разная. И эта степень будет зависеть от действий каждого, кто достоин уважения, а также она будет зависеть от их успеха, полученного от этих действий. Поэтому, если кто-то хочет получить большего признания и уважения к себе, со стороны окружающих, то он должен сделать больше других в особо ценных и особо значимых для окружающих делах и добиться в этом наибольшего успеха.
Что касается уважения к себе, то здесь в первую очередь нужно понимать самому свою ценность и значимость, как для себя самого, так и для всех других окружающих. Понимать, что мы можем представлять из себя, вполне полезное орудие, которое можно использовать на благо себя и других. Понимание своей ценности и значимости, естественно будет формировать и соответствующее отношение к самому себе. Которое нам нужно для того, чтобы оберегать себя от разного рода зла и скверны и делать себя ещё более достойным человеком. Нужно сказать, что по сравнению с другими, именно мы можем сделать больше всего чего-то полезного для себя самих. Вследствие чего, мы уже представляем некую ценность и значимость для себя. Опять же, если посидеть и подумать, то у каждого из нас наберётся немало достижений, за которые нас стоит уважать. Кроме этого, степень уважения себя, будет зависеть в большей степени от нас самих , а точнее от наших действий и от нашего успеха в этих действиях. И здесь, особое внимание к себе, к своему самостоятельному мнению и пониманию, а также к своим самостоятельным действиям, будет способствовать нашему развитию и совершенствованию, по сравнению с тем, что если мы всегда будем слушать, только других и действовать по их указке. Главное, чтобы не переоценить себя. В понимании всех своих возможностей, а также в понимании своей ценности и значимости, как для себя, так и для других, естественно должна присутствовать объективность, которая позволит сделать любое наше понимание, более точным и правдивым. Как говорится – все познается в сравнении. Так и здесь, для объективности и ясного понимания, нужно сравнить свои возможности, свои действия и свои успехи, с возможностями, действиями и успехами других, в подобных делах. Это кстати ещё и позволит не потерять самоуважение к себе тогда, когда нас и наши действия, а соответственно и наши успехи, кто-то может неправильно понять и оценить.
По теме, кого слушать первым в разговоре или беседе, то в силу выше приведённых рассуждений, мы можем сделать для себя, следующий вывод. Что в любом разговоре и в любой беседе на важные темы, если у нас есть потребность узнать правду, понять и разобраться в этой теме, то в первую очередь следует слушать наиболее уважаемых в этой теме людей. То есть людей, которые больше знают, понимают и разбираются в этой теме, а также тех, кто имеет опыт в этой теме и достиг в ней наибольшего успеха. Если же, у какого-то собеседника нет этой потребности, то он вряд ли будет вести себя, согласно нашему рассуждению. Поэтому, если кто-то кого-то не слушает, то это может означать то, что у такого человека либо нет желания или потребности разобраться в теме разговора или беседы, либо он считает, что он сам или другие разбираются в этом лучше, чем тот, кого он не слушает.
Тоже происходит и с нашими детьми, когда они не хотят слушать. В первом случае, у детей не появляется желания и потребности чего-то самостоятельно достигать и к чему-то самостоятельно стремиться и соответственно прилагать к этому соответствующие усилия, в том числе и не появляется потребности самостоятельно думать и в чём-то самостоятельно разобираться, что-то понимать и чему-то учиться, для того чтобы самостоятельно что-то делать. Причина всему этому, на мой взгляд, отсутствие должного воспитания. При котором, ребёнок не приучается к самостоятельному труду и не приучается жить за счёт собственных усилий и собственного труда, в том числе и за счёт своего умственного труда. При таком воспитании у ребёнка либо всё есть и ему для этого ничего не надо делать, либо за него почти всё продумывают другие и они же за него почти всё это делают, что также порождает желание ничего не делать. Такой подход очень опасен, так как в дальнейшем когда придётся что-то самостоятельно делать, то в этом будет трудность. И эта трудность может породить рабское подчинение, когда доверяют другим, при этом ничего не проверяя и снимая с себя ответственность за собственные действия и их последствия, перекладывая её на постороннюю волю или власть, вместо своего разума.
Посути современная общественная ситуация это итог такого отношения и воспитания.
Вот втором случае, когда дети не слушают своих родителей, воспитателей и учителей, то они слушают и внимают масс-медиа, которые естественно навязывают им свои представления. Формируя тем самым у детей свои ценности и свой образ успешности, в большинстве своем безнравственными и которые во многом расходятся с ценностями и представлениями об успешности многих родителей, воспитателей и учителей. Потому что многие родители, воспитатели и учителя со своим уважением традиционных, общечеловеческих и нравственных ценностей не заработали столько денег и не достигли такого успеха, как показываемые в масс-медиа различные герои, которые в дальнейшем и становятся прообразами и идеалами успешного поведения наших детей. Поэтому всегда нужно помнить то, что на кого больше смотрит ребёнок, тот и больше его воспитывает. В связи с чем, если хотим сами воспитывать своих детей, в нужном нам ключе, то для этого нужно будет ограничить постороннее влияние на наших детей, в особенности современного, в большинстве своем безнравственного масс-медиа.
Если кто-то хочет больше разобраться в нравственном воспитании и в самовоспитании человека, то могу порекомендовать прочитать мою книгу «Здравомыслие».